Доклад к публичным обсуждениям правоприменительной практики государственного контроля (надзора) осуществляемого Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай на 30.03.2018г. PDF Печать E-mail
27.03.2018 15:59

Доклад к публичным обсуждениям правоприменительной практики государственного контроля (надзора) осуществляемого Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай

Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай как уполномоченный орган исполнительной власти Республики Алтай осуществляет три вида контрольно – надзорной деятельности.

Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай согласно ежегодному плану проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом министерства и согласованного с Прокуратурой Республики Алтай, осуществляется контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации:

с 2015 года в соответствие со статьей 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» осуществляется контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;

с 2016года в соответствие со статьей 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» осуществляется контроль (надзор) в сфере социального обслуживания на территории Республики Алтай;

с 2018 года в соответствие с пунктом 2 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

Контрольно надзорная деятельность осуществляется в соответствие с нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Алтай, определяющими полномочия и порядок ее проведения.

Так, квота для приема на работу инвалидов установлена Законом Республики Алтай от 3 декабря 2010 года № 65-РЗ «Об установлении в Республике Алтай квоты для приема на работу инвалидов» Порядок осуществления данного вида контроля определен приказом Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 2 сентября 2015 г. № П/254 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции осуществления надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов в Республике Алтай».

Порядок проведения контроля в сфере социального обслуживания на территории Республики Алтай установлен постановлением Правительства Республики Алтай от 15 декабря 2014 года № 366 «Об утверждении порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Республики Алтай» и осуществляется в соответствии с приказом Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 22 декабря 2017 года № П/332 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых приказов Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай». В целях исполнения положений Федерального закона от 7 июня 2017 года №116 «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в данный регламент внесен контроль обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, который осуществляется с 1 января 2018 года.

Порядок проведения контроля в сфере организации отдыха и оздоровления детей определен постановлением Правительства Республики Алтай от 19 января 2018 года № 15 «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей на территории Республики Алтай» и осуществляется в соответствии с приказом Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 22.01.2018 г. № П/24 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей».

Согласно вышеуказанным регламентам предметом регионального государственного контроля является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай во всех сферах контроля, посредством:

а) организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, установленных Федеральным законом № 294-ФЗ, другими федеральными нормативными правовыми актами, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Алтай;

б) планирования, организации, проведения и оформления результатов проверок соблюдения субъектами проверки обязательных требований, а также принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных в результате проведенных проверок нарушений. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в виде плановых и внеплановых проверок. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в форме выездных и документарных проверок;

в) осуществления деятельности Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами проверки.

В целях реализации «Дорожной карты» внедрения целевой модели «Организация контрольно-надзорной деятельности», утвержденной распоряжением Правительства Республики Алтай от 27 февраля 2017 года № 96-р, а также в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора), одобренными протоколом заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 18 августа 2016 года № 6, приказом Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 13.04.2017 года № П/94 «Об утверждении перечней правовых актов, и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору), осуществляемых Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, и порядка ведения указанных перечней» утверждены перечни правовых актов по всем видам контроля, которые помогают руководителям проверяемых организаций обеспечить соблюдение обязательных требований в их деятельности, а также в ее оценке.

Согласно требованиям на сайте Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай mintrud-altay.ru создан раздел «Региональный государственный контроль», в котором размещены документы и материалы, регламентирующие региональную контрольно-надзорную деятельность министерства, а так же предполагающие консультативно- методическую помощь подконтрольным организациям:

нормативно-правовые акты, определяющие полномочия, задачи и функции по осуществлению контрольно надзорной деятельности;

перечень нормативно-правовых актов по контролю за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты в Республике Алтай;

перечень нормативно-правовых актов по контролю в сфере социального обслуживания на территории Республики Алтай;

перечень нормативно-правовых актов по контролю в сфере организации отдыха и оздоровления детей;

план контрольно-надзорной деятельности на текущий год;

отчеты по контролю за прошедшие годы;

вопросы проверки подконтрольных субъектов (объектов);

реестр подконтрольных поставщиков социальных услуг;

реестр организаций отдыха детей и их оздоровления;

реестр подконтрольных субъектов (объектов) с численностью работников свыше 100 человек;

реестр подконтрольных субъектов (объектов) с численностью работников от 35 до 100 человек;

буклеты для подконтрольных субъектов (объектов), содержащие правовую, адресную, справочную, информацию.

По соблюдению квоты приема на работу инвалидов в 2015 году проведено 15 проверок, нарушения выявлены в ООО «Телекомсервис» (1 рабочее место не заявлено в службу занятости населения).

В 2016 году проведено 7 проверок, нарушения выявлены в обществе с ограниченной ответственностью «Майма - Молоко» (не выделены рабочие места для трудоустройства двух инвалидов).
В 2017 году проведено 6 проверок, нарушения выявлены в ООО «Горно-Строй» (на выделенное рабочее место инвалиды не приняты).
По всем фактам выявленных нарушений выданы предписания, на которые в установленные сроки был получен ответ об устранении нарушений о предоставлении рабочего места инвалиду, либо представление сведений об определении и наличии свободных рабочих мест в организации для инвалидов в Центр занятости по месту ее нахождения.

В рамках регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Республики Алтай» в 2016 году проведено 7 выездных плановых проверок по соблюдению обязательных требований, установленных федеральным законодательством и республики Алтай в отношении: бюджетного учреждения Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Майминского района», бюджетного учреждения Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Чойского района», бюджетного учреждения Республики Алтай «Республиканский психоневрологический интернат», бюджетного учреждения Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Турочакского района», бюджетного учреждения Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Шебалинского района» в которых нарушений законодательства не выявлено; в бюджетном учреждении Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Кош-Агачского района» и бюджетном учреждении Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Чемальского района» выявленные замечания (по ведению личных дел, журналов учета) устранены в ходе проверки.

В 2017 году из 4 плановых проверок проведено 4 проверки, выявленные нарушения (по ведению документации) устранены в ходе проверки в трех организациях: бюджетном учреждении Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Онгудайского района», бюджетном учреждении Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска», бюджетном учреждении Республики Алтай «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».

Внеплановых проверок по двум видам контроля в 2015- 2017годах не проводилось. Экспертные организации и эксперты для выполнения мероприятий по контролю не привлекались.

Практика применения законодательства Российской Федерации о квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов показывает, что отдельные работодатели не исполняют требования законодательства в части создания или выделения рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты, не представляют ежемесячную информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, не издают локальные нормативные акты об установлении квоты. Считаем, что данная ситуация стала возможной в связи с отсутствием ответственности работодателей за исполнение указанных требований. В связи с тем, что по результатам проверок работодателям выносятся предписания об устранении нарушений законодательства, которые исполняются работодателями в полном объеме и в установленные сроки, мероприятия по контролю, проводимые службой занятости, являются эффективными.

Практика применения законодательства Российской Федерации в сфере социального обслуживания на территории Республики Алтай показала удовлетворительный уровень ответственности исполнения необходимых требований к социальному обслуживанию населения Республики Алтай.

Руководство по соблюдению обязательных требований

(«как делать нужно (можно)»)

п/п

по виду контроля

Обязательные требования к работодателям, поставщикам социальных услуг и субъектам проверки

Нормативно-правовой документ

( основание)

1. Контроль квоты рабочих мест для приема на работу инвалидов на территории Республики Алтай

Работодатели обязаны:

а) издать приказ по предприятию (локальный нормативный акт) о выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов с численностью работающих от 35 человек и выше обязаны выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов:

- с численностью от 35 работающих до 100 работающих на предприятии – 2% от среднесписочной численности работающих;

- с численностью от 100 работающих и выше – 3% от среднесписочной численности работающих.

б) в случае не заполнения выделенных рабочих мест - подать сведения о вакансии в центр занятости населения по месту нахождения предприятия

Закон Республики Алтай от 03.12.2010 №65-РЗ «Об установлении в Республике Алтай квоты для приема на работу инвалидов»;

Постановление Правительства Республики Алтай от 16.02.2011 №30 «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов»

2. Контроль в сфере социального обслуживания на территории Республики Алтай

Поставщики социальных услуг обязаны:

обеспечить информационную открытость организации, доступность, достоверность и полноту информации как о поставщике социальных услуг: в реестре на сайте Минтруда, на информационном стенде и на сайте организации;

обеспечить ведение регистра получателей социальных услуг

Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ст.13, 25);

Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от «20» ноября 2014 г. № П/211 "Об утверждении Порядка обеспечения бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»";

Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от «20» ноября 2014 г. № П/209 "О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг"

-соблюдать условия предоставления социальной услуги, в том числе доступности предоставления социальной услуги для маломобильных граждан с учетом ограничений их жизнедеятельности

Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от «21» ноября 2014 г. № П/218 "Об утверждении нормативов обеспечения площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг организациями социального обслуживания Республики Алтай, подведомственными Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай"; Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от «21» ноября 2014 г. № П/217 "Об утверждении нормативов обеспечения мягким инвентарем при предоставлении социальных услуг организациями социального обслуживания Республики Алтай, подведомственных Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай"; Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от «20» ноября 2014 г. № П/213 "Об утверждении норм питания в организациях социального обслуживания Республики Алтай, подведомственных Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай"; Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от «20» ноября 2014 г. № П/214 "Об утверждении норм расходов медикаментов, санитарно-гигиенических, моющих, дезинфицирующих чистящих средств, обеспечения школьно-письменными принадлежностями в организациях социального обслуживания в Республике Алтай"

-соблюдать порядок и сроки предоставления социальной услуги

Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 13 апреля 2017г. № П/95 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг»

-осуществлять социальное обслуживание по формам, видам предоставляемых социальных услуг согласно стандарту социальной услуги

Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 28.03. 2016 № П/116 «Об утверждении стандартов социальных услуг в Республике Алтай»

-соблюдать порядок предоставления гарантированных социальных услуг бесплатно, за плату, а также предоставление дополнительных социальных услуг за плату

Постановление Правительства Республики Алтай от 15 декабря 2014 года № 365 «Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания»;

Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от «21» ноября 2014 г. № П/219 "Об утверждении Порядка установления тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальный услуг";

Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от «20» ноября 2014 г. № П/210 "Об утверждении Методики расчета тарифов на социальные услуги, предоставляемые организациями социального обслуживания Республики Алтай"

-издать приказ о номенклатуре и порядке ведения документов, необходимых для предоставления социальных услуг (журналы учета, приказы, протоколы, акты обследования ЖБУ, ИП, на внесение в регистр и.т.д.)

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. № 159н «Об утверждении формы заявления "О предоставлении социальных услуг"»;

Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от «20» ноября 2014 г. № П/18 "Об утверждении формы(актов условий проживания и предоставления срочных услуг, журналов регистрации заявлений и получателей соцуслуг;

Постановление Правительства Республики Алтай от 15 декабря 2014 года № 369 (приложения по формам: индивидуальная программа, договор о предоставлении социальных услуг)

-осуществлять контроль качества и оценки результатов предоставления социальной услуги

Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ст.27, п.3);

Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай № П/218 от 15.07.2015года «Об утверждении Положения контроля качества предоставления социальных услуг и оценки результативности социального обслуживания в организациях социального обслуживания Республики Алтай»

-проводить общественную оценку качества предоставляемых услуг Попечительским советом, в т.ч. соблюдение порядка его организации, состава и работы

Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от «17» марта 2015 г. № П/107 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности Попечительских советов в организациях социального обслуживания»

-осуществлять прием, регистрацию и рассмотрение обращений граждан в установленном порядке

Федеральный закон от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

-обеспечить доступность для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг

Федеральный закон от 07 июня 2017 года № 116-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

3. Контроль в сфере организации отдыха и оздоровления детей

Субъекты проверки представляющие услуги в сфере организации отдыха и оздоровления детей обязаны:

Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

-иметь необходимую документацию, в соответствии с которой осуществляют свою деятельность

-обеспечить надлежащие условия размещения организации

-обеспечить укомплектованность организации необходимыми квалифицированными специалистами

-обеспечить техническое оснащение организации (оборудование, снаряжение, транспорт и т.д.);

-организовать обслуживание и пребывания детей в соответствии с целями и задачами организаций оздоровления и отдыха детей

-обеспечить соответствие требованиям безопасности и качеству оказания услуг

-создать систему внутреннего контроля качества предоставляемых услуг