Нормотворческая деятельность

<

Телефон доверия, слушаю вас! PDF Печать E-mail
03.12.2012 15:28

- Что делать, меня бьют родители?
- У меня проблема в школе, учительница не понимает меня, постоянно кричит, я больше не хочу учиться!
- Мне плохо, я не хочу жить!
- Боюсь оставаться один, ночные кошмары.
- Меня бросил парень, я не знаю, что мне делать?
- Как быть, я беременна? Мне страшно!

В решении таких и многих других проблем оказывают помощь детям и подросткам консультанты республиканской службы телефона доверия «Нет насилию» с единым общероссийским номером 8-800-2000-122.

Телефон доверия – это служба экстренной психологической помощи для детей, подростков и их родителей. Открыта данная служба в регионе в августе 2010 года в рамках реализации Республиканской целевой программы «Защита от жестокого обращения и профилактика насилия детей в республике Алтай на 2010-2012 годы». Обеспечивает бесплатный режим работы общероссийского номера Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва).

В 2011 году служба «Телефон доверия «Нет насилию» вошла в Российскую ассоциацию детских телефонов доверия, что подтвердило её соответствие стандартам профессионального объединения.

«А зачем нужен телефон доверия?», «Какую функцию он выполняет в современном обществе?», «Кто может обратиться за помощью?» - эти и многие другие вопросы нередко возникают у людей, которые ни разу ни сталкивались с этой службой.

Основная задача службы телефона доверия: оказание населению квалифицированной, анонимной, бесплатной консультативно-психологической помощи.

Телефон доверия помогает найти выход из сложной ситуации детям и подросткам, женщинам и мужчинам, в том числе пожилого возраста. Сложных ситуаций очень много, это проблемы в личной жизни, проблемы со здоровьем, неприятие себя (особенно в подростковом возрасте), а также разного рода зависимости – алкогольная, наркотическая, игровая и др.

Сегодня в круглосуточном режиме на телефоне доверия работают высококвалифицированные специалисты, прошедшие обучение на курсе «Оказания экстренной психологической помощи по телефону», готовы заниматься взрослыми и всеми детскими проблемами, включая случаи насилия, суицидальных намерений и жестокого обращения.

Работа консультантов телефона доверия сложная и вместе с тем очень ответственная. Для ребенка, испытывающего дефицит внимания со стороны взрослого окружения, телефон доверия становится единственным каналом связи с взрослыми людьми, может появляться дружба с сотрудниками телефона доверия, тогда задача специалистов — подвигнуть ребенка к реальной дружбе в реальном мире со своими сверстниками, с родителями.

Вот только часть проблем, с которыми обращаются дети и подростки, на которые родители должны обратить своё пристальное внимание. Самым маленьким абонентам – от пяти лет. Дошкольники больше всего звонят из-за страхов: «Боюсь оставаться один, ночные кошмары», «Уехали родители, мне одиноко»… Часто обращаются по проблемам взаимоотношений с братьями и сестрами: «Меня бьёт братик, не могу найти с ним понимание» и др. Конечно, для нас, для взрослых сформировавшихся людей некоторые проблемы, с которыми обращаются дошкольники кажутся весьма обычными и «не проблемными», но представьте себя на месте маленького ребёнка, который ещё знакомится с правилами поведения в этом обществе, учится ориентироваться в окружающем мире, для него проблема, с которой он обратился, кажется самой страшной, самой важной, самой глобальной и неразрешенной. И именно поговорив со специалистами телефона доверия у ребенка «снимается» его беспокойство, он знает, что в любой момент может быть понят и услышан.

Младшие школьники звонят из-за тревожности, связанной с оценками. Они боятся наказания родителей. Часто возникают разногласия с учителями. В этом возрасте проблемы с одноклассниками ни так значимы. Дети больше заняты учёбой, кружками. «Мама хочет, чтобы я ходила на танцевальный, но мне это не нравиться. Что мне делать?»

Гораздо сложнее темы, с которыми обращаются подростки, в связи с ведущим в этом возрасте видом деятельности, чаще всего они связаны с дружескими и любовными отношениями, очень остро стоят проблемы принятия себя, недопонимания родителей. Обратившись на телефон доверия, подростки могут поговорить со специалистами «на равных», почувствовать, что их проблема может быть такой же важной для кого-то, что их судьба также волнует незнакомого человека, как и их самих.

Есть и более серьезные проблемы, с которыми обращаются дети и подростки, например беременность. Как часто наши дети торопятся жить и совершать ошибки. Родители избегают разговоров с детьми о необходимости контрацепции и соответствующего контроля. Между тем, именно родители должны заложить в голове ребёнка правильные ценности и осознание всей серьёзности последствий ранней беременности.

Бывают и суицидальные звонки от подростков. Причины суицидального поведения равномерно распределяются между любовными конфликтами, конфликтами с родителями и неприятностями в школе. Причиной суицида чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье. Это, как правило, авторитарный давящий стиль воспитания, требования безапелляционного выполнения указаний, наказания в виде высказываний болезненных, снижающих самооценку подростка. Школьные причины обычно связаны с взаимоотношениями с учителями, администрацией. Именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как потребность в самоуважении, в положительной оценке значимых для него взрослых.

Обращения от детей по поводу насилия, не менее сложные. Изнасилование, жестокое обращение требует всесторонней помощи. Задача консультантов службы доверия, помимо психологической помощи, выступить проводником, чтобы вовремя найти специалистов для подключения к проблеме. Хотя в любом случае учитывается желание ребенка в том, чтобы ему была оказана конструктивная помощь.

Кроме того на телефон доверия обращаются родители, испытывающие трудности в воспитании, у которых не складываются отношения со своими детьми или дети проходят этап сложного подросткового периода. Часто обращаются по проблемам супружеских взаимоотношений. Пожилые люди обращаются по проблемам одиночества. Молодых людей волнуют взаимоотношения с противоположным полом. Ни один звонок не остаётся без внимания. Несмотря на это, что касается детей и подростков, то здесь особенно важными являются поддержка и взаимопонимание со стороны родителей. Одна восточная притча говорит, что труд воспитания можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое - прохладную тень; одно любит берег ручья, другое - высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчаной почве, другое - на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии.

Всего за более чем двухгодичный период работы на телефон доверия поступило 13 тысяч звонков. В Сибирском федеральном округе по количеству обращений (с учетом численности населения) наш телефон доверия стабильно занимает 3-4 места. Это говорит о высокой потребности жителей региона в экстренной психологической помощи, и особенно такая помощь необходима детям и подросткам, ведь более 60% на телефоне доверия занимают именно их звонки. Работа телефона доверия приобретает особую актуальность, так как предлагает мгновенную поддержку любому, кто в ней нуждается.

Доступность такой психологической помощи во много раз выше, чем других её видов. Даже на значительном расстоянии, голоса абонента и консультанта звучат очень близко, что облегчает обсуждение глубоко личных, интимных проблем. Многие люди именно по телефону доверия получают опыт общения с психологом. Кроме того, значительную роль играет и финансовый аспект: не всегда малоимущие, незащищенные группы населения могут позволить себе очное прохождение психотерапии, получение консультации специалиста, не говоря уже о том, чтобы даже просто разделить с другим человеком горести и радости жизни. Между тем, служба телефон доверия предлагает бесплатный звонок на свой номер, соблюдает такие принципы, как анонимность, бесплатность, конфиденциальность и доступность.

Как знаки признательности за оказанную помощь в трудной ситуации, консультанты слышат слова благодарности от людей, обратившихся на телефон доверия за то, что они были услышаны, поняты, закрепились в желании действовать, даже просто смогли выговориться. В ситуации, когда очень трудно, и нет рядом человека, которому можно довериться, телефон доверия всегда приходит на помощь. 8-800-2000-122.

АУ  РА «Комплексный центр социального обслуживания населения»
служба «Телефон доверия «Нет насилию»